Спорт и физкультура в детском саду

Физическая культура в детском саду – это важная составляющая общего развития ребенка в детском учреждении. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, активным и жизнерадостным. Чтобы ребенок всегда был таким, основы нужно заложить с самого раннего детства. Именно поэтому в детском саду большое внимание уделяется развитию мышц детей, их ловкости, силы и выносливости. 
Среди  средств правильного физического воспитания маленьких ребят можно выделить: правильное (здоровое) питание, выработку привычек к личной гигиене, прогулки на свежем воздухе, правильно организованный режим дня, хороший сон, , ну и, конечно же, физическую культуру...

Педагогами ДОУ проводятся различные виды физкультурно-оздоровительной работы:

•образовательная деятельность;

• физкультминутки;

• разновидности гимнастики (утренняя, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная и т.д.);

• различные виды закаливания;

• дни здоровья;

• физкультурные праздники, досуги

Для всех групп составлен режим двигательной активности, где помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место отведено самостоятельным двигательным играм с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Занятия проводятся 3 раза в неделю, 2 раза в спортивном зале, 1 раз на улице . Их продолжительность связано  с возрастными особенностями детей, как и остальных занятий в детском саду, - от 15 до 30 минут

Помимо образовательной деятельности по физической культуре в детском саду ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики 5-8 минут. В перерывах между «сидячими» занятиями и после дневного сна тоже проводятся, так называемые, физкультурные пятиминутки, дающие возможность ребенку размять тело.   

У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены. В качестве физкультурной формы подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги можно одеть чешки или носочки с прорезиненной (нескользящей) подошвой

В течение года с детьми проводятся спортивные праздники, досуги, развлечения, спортивные игры на свежем воздухе.

В летний оздоровительный период занятия проводятся на свежем воздухе с непосредственным контактом с естественными факторами природы. Летние занятия проходят в  игровой форме, насыщены спортивными и подвижными играми, потешками. 

Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками

Группа

Задачи

 Дети
(1,5–3 года)

  • учиться выполнять прыжки на месте, двигаясь при этом вперёд (обе ножки толчковые);
  • тренировать непрерывный бег в течение 30–40 секунд;
  • отрабатывать навык залезать на 2–3 рейки гимнастической стенки;
  • осваивать манипуляции с мячом (бросать, держать, переносить, катать);
  • учиться перешагивать препятствия высотой около 10 см;
  • практиковаться в метании обеими руками на расстояние до 1 м;
  • приобщаться к выполнению имитационных упражнений (скакать, как лошадка, стоять на одной ноге, как цапля и др.).

 Дети  (3–4 года)

  • учиться бегать, поднимая ноги, глядя прямо перед собой, а также перекрёстно ориентируя руки и ноги;
  • практиковаться в построении в шеренгу, колонну, круг;
  • осваивать умение и начинать, и заканчивать упражнение в одной позе — исходной;
  • тренироваться в выполнении подачи и приёма мяча двумя руками;
  • отрабатывать навык перехватывать рейки при продвижении вперёд по шведской стенке;
  • учиться выполнять условия подвижных игр;
  • воспитывать творческий взгляд на участие в играх через отношения сотрудничества, а также поощрение инициативы в выборе игр и персонажей.

  Дети (4–5 лет)

  • тренировать бег и ходьбу в определённой технике (к примеру, приставляя шаг);
  • учиться лазить по гимнастической стенке, опираясь на руки, пальчики ног, коленки;
  • совершенствовать навыки обращения с мячом (в том числе и отбивать о пол, не теряя, до пяти раз);
  • учиться удерживать равновесие в динамике и статике;
  • отрабатывать умение кататься на двухколёсном велосипеде, выполняя повороты в разные стороны;
  • воспитывать культуру движений, выполняя их пластично и выразительно.

 Дети  (5–6 лет)

  • пополнять комплексы упражнений сочетаниями движений (например, бегать спиной вперёд, приставными шагами и пр.);
  • совершенствовать пластику движений (в подвижных, хороводных играх);
  • создавать правильный образ «культуры спортивного поведения» (к примеру, контролировать эмоции при выигрыше или проигрыше);
  • отрабатывать культурно-гигиенические навыки (без помощи взрослых одевать и переодевать спортивную форму, обувь, мыть руки и умываться после занятия);
  • продолжать стимулировать интерес к спорту (например, за счёт просмотра и обсуждения выступлений известных спортсменов на крупных соревнованиях);
  • воспитывать стремление к ЗОЖ (например, пополняя багаж знаний относительно здоровой и нездоровой пищи);
  • привлекать к подготовке и проведению спортивных досуговых мероприятий (так, малыши с родителями могут предложить по 1–2 игры на праздник, посвящённый Дню защиты детей, а педагог из этих вариантов составит общий сценарий).

 Дети (6–7 лет)

  • тренировать умение держать равновесие, выполняя переходы от более активных к менее активным движениям (например, из бега в ходьбу, из ходьбы в приседания и т. д.);
  • учиться подтягиваться, используя опору;
  • приучать следовать правилам спортивных игр (в футболе, баскетболе, волейболе и пр.);
  • воспитывать навык прогнозирования двигательной активности, то есть распределения сил для выполнения упражнения;
  • поощрять стремление организовывать игры со сверстниками.

Требования к занятиям

Каждое предыдущее должно быть связано с последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На них надо использовать физкультурно- оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Занятие состоит из трёх частей. Каждая часть имеет свои специфические задачи и своё содержание.

I часть - вводная. Задача: ввести группу в занятие, организовать, создать бодрое настроение, сосредоточить внимание на данном занятии, развивать подвижность нервных процессов. Содержанием этой части являются упражнения в построениях, ходьбе и лёгком беге, включаются упражнения на внимание и быстроту реакции на сигнал. Иногда первая часть занятия может носить характер игры, основным содержанием которой является ходьба, легкий бег и построение, например «Найди себе пару», «Быстро ко мне».

II часть - основная. Её задача: укрепление крупных мышечных групп, подготовка организма к последующим более интенсивным физическим упражнениям; обучение детей основным движениям, закрепление навыков этих движений; обучение детей самостоятельному применению уже освоенных движений в усложнённой ситуации; воспитание физических и нравственно-волевых качеств; совершенствование всех физиологических функций организма ребёнка.

Содержанием основной части составляют:

 комплекс общеукрепляющих упражнений (ОРУ). Во второй младшей группе их 3-5, в средней группе 5-6, в старшей группе 6-7, в подготовительной к школе группе 7-8. В комплекс входят упражнения из разных исходных положений. Комплексы составляются как без предметов, так и с предметами: гимнастические палки, мячи, обручи т.п.

Обучение основным действиям. ( прыжки, лазанье, метание, и т.д.)

Продолжительность второй - 2/3 общей продолжительности занятия.

III часть - заключительная. Её задача - урегулировать состояние организма ребёнка. Содержание и продолжительность этой части зависит от нагрузки предыдущих частей.

Физкультурные занятия на воздухе способствуют развитию сердечно сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма, закаливанию, повышают сопротивляемость простудным заболеваниям, формируют ориентировку в пространстве, закрепляют навыки в естественных условиях. Структура занятий традиционная: она  включает вводно-подготовительную, основную и заключительную части.

Во время прогулок используются: подвижные игры, бессюжетные народные игры с предметами (такие, как бабки, серсо, кольцеброс, кегли). В жаркую погоду проводятся игры с водой, спортивные упражнения -езда на велосипеде; зимой - катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах. Организуются спортивные развлечения,  физкультурные

Физическое развитие у каждого ребёнка происходит в индивидуальном ритме. Поэтому педагогу при подготовке занятий и досуговых мероприятий важно учитывать не только средние показатели времени, которое требуется малышам на выполнение задания, но и их возможности, чтобы не требовать от ребят того, что им непосильно, или, наоборот, не давать простоя — иначе дети потеряют интерес к уроку

Атрибуты для занятий физкультурой

Наглядность в процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД) обеспечивается, прежде всего, за счёт использования реквизита, в частности:

  • мячей;
  • скакалок;
  • кеглей;
  • гимнастических палок;
  • больших мягких блоков, которые могут использоваться и как маты;
  • оздоровительных (массажных) и обычных ковриков для выполнения упражнений лёжа;
  • атрибутов, выполненных своими руками.

Иллюстративные материалы

На занятиях по физической культуре не обойтись и без иллюстраций того или иного материала. Так что необходимы:

  • картинки (к примеру, изображающие виды спорта и необходимые для них атрибуты);
  • плакаты (в частности, посвящённые ЗОЖ, порядку выполнения гигиенических процедур и пр.);
  • лэпбуки (папки с материалами — играми, блоками интересной информации — для раскрытия сути какого-либо аспекта изучаемой темы, например, об истории хороводных игр).

Организация физкультурного праздника

1Открытие праздника (выход участников на площадку, построение, парад участников).

2.Показательное выступление, состоящее из общеразвивающих упражнений, которые выполняют дети в разных построениях, с различными предметами.

3.Проведение игр с элементами соревнования, эстафет различных видов спортивных упражнений и спортивных игр.

4.Включение в содержание праздника «сюрпризного момента».

5.Подведение итогов. Награждение детей, общий хоровод, танцы, парад участников. Так же  и досуг.

Работа с родителями  -это через родительские уголки, папки - передвижки,  в индивидуальных беседах.

Домашние задания  детям,  обязательно в занимательной форме.

Часть домашних заданий для родителей одинаковы:

 проводить дома в выходные дни утреннюю гимнастику ;

физкультурный досуг в день рождения ребёнка;

оформить физкультурный уголок в квартире

Формы здоровьесберегающих технологий.

 В ДОУ  используются здоровьесберегающие технологии

1.режим дня;

2.рациональное питание;

3.дыхательная гимнастика;

4.пальчиковая гимнастика;

5.закаливание;

6.физкультминутка;

7.логоритмика;

8.бодрящая гимнастика после сна; и другие

В течение адаптационного периода закаливающие процедуры не проводятся за исключением воздушных ванн и кратковременной по желанию детей ходьбы босиком.

Закаливание - совершенствование функциональных систем, направленное на повышение устойчивости организма к воздействию внешней среды.

Требования к проведению закаливающих мероприятий следующие:

  1. Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье ребенка;

2.Необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;

3.Занятия должны проводиться систематически;

      4.Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка и его возраст;

Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года воздействие средовых факторов в начале закаливания уменьшается, и необходимо его более постепенное нарастание, нежели в теплое время года);

Рассмотрим некоторые приемы закаливания

1Обширное умывание - влажными руками протирать руки до локтя, шею, верхней части груди.

2.Ходьба по мокрым дорожкам - дети проходят сначала по мокрой дорожке сшитой из ткани, затем по сухой.

3.Обливание ног

4.Ходьба босиком

4.Сон без маечек

Большое значение при применении здоровьесберегающих технологий имеет проветривание помещений, где находятся дети.

Воздушная среда помещений оказывает влияние на общее развитие и здоровье ребенка. В отсутствие детей в помещениях проводится сквозное или угловое проветривание при помощи  форточек или окон. Такое проветривание особенно необходимо после сна детей, перед физкультурными занятиями, приема пищи, а также в конце дня, когда воздух помещений особенно загрязнен. Длительность проветривания определяется температурой наружного воздуха. Проветривание должно проводиться одновременно с влажной уборкой помещения и заканчиваться за 30 минут до прихода детей, чтобы к этому времени обновленный воздух достиг температуры, установленной для помещений детских учреждений.

Во время проведения занятий рекомендуется проведение физкультминуток, для снятия утомления.

 Физкультминутки - кратковременные физические упражнения.

Целью таких минуток является: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).

Физкультминутки проводятся в различных формах, это:

1.В форме общеразвивающих упражнений . Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц.

2.В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.

3.В форме дидактической игры с движением.

4.В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей.

5.В форме выполнения движений под текст стихотворения.

6.В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями. Использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

Принцип системы музыкально - ритмического воспитания заключается в тесной связи движения с музыкой. Музыка наиболее доступный вид искусства, оказывает эмоциональное влияние, обладает большеством средств выразительности. Это всё даёт возможность разнообразить приёмы движения, характер упражнений.

Большое значение в укреплении здоровья детей играет гимнастика после дневного сна.

 Цель этой гимнастики - помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Стараемся использовать разные виды гимнастики: разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, пробежки по массажным дорожкам  Целью корригирующей гимнастики является формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть.

Предметно-развивающая среда

Зона «Физическая культура» (спортивный уголок) в пространстве группы является одной из самых востребованных, так как это оборудование используется не только на физкультурных занятиях, но и при проведении физкультминуток на всей образовательной деятельности, при проведении прогулок или досуговых мероприятий, а также как средство организации самостоятельной работы детей в группе. .

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie