Помощь в трудной ситуации
Одним из актуальных направлений социально- психологического и педагогического сопровождения детей в условиях ДОУ является профилактика социально - опасного положения и социального сиротства, а также помощи детям, оказавшимся в ТСЖ. Она включает в себя раннее выявление и сопровождение семей и детей группы риска социально опасного положения (СОП), а также раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми..
Следует учитывать, что именно в семье формируется отношение ребёнка к самому себе и к окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Поэтому такое пристальное внимание уделяется семьям группы риска.
Чтобы понимать с какими детьми мы проводим данную работу, необходимо уточнить, кто такие дети, находящиеся в ТЖС и семьи, находящиеся в СОП. Можно придерживаться следующего определения:
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья,
- дети - жертвы насилия;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
Семья группы риска и социально- опасного положения – это семья, которая в силу различных жизненных обстоятельств испытывает затруднения в воспитании ребёнка и(или) не должным образом осуществляет его воспитание, что сказывается на поведении ребёнка, приводит к нарушениям в его развитии, а также риску социально опасного положения и социального сиротства несовершеннолетнего.
В первую очередь эти семьи нуждаются в психолого-педагогической, социально-образовательной помощи, которая может быть оказана силами педагогического коллектива ДОУ.
Но как же определить данные семьи?
В начале учебного года в ДОУ должнен проводится мониторинг социального статуса семей. Воспитатели предоставляют заведующей сведения о семьях.
Семьи различных категорий: такие как:
- - семьи с нарушением внутрисемейных отношений;
- - семьи с низким материальным уровнем дохода (без официального статуса малоимущей семьи)
- - семьи, где ненадлежащее исполнение родительских обязанностей;
- - семьи, использующие неконструктивные методы воспитания (физические наказания, издевательства, угрозы и т.д.);
- - семьи с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития и нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы;
- - семьи, где хотя бы один из родителей злоупотребляет психоактивными веществами, где частыми являются скандалы, конфликты;
Все эти факторы снижают воспитательный потенциал семьи, то есть её способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребёнка. И именно эти семьи в большей степени подвержены влиянию неблагоприятных социальных факторов.
После проведения мониторинга социального статуса семей в рамках ДОУ организуется психолого-медико-педагогический консилиум, на котором определяется список семей, нуждающихся в социально-психологическом и педагогическом сопровождении. В состав ПМП(к) входят заведующий, педагог-психолог, учитель - логопед, медицинский работник, социальный педагог, и конечно же воспитатели.
Одна из главных задач консилиума – анализ полученной информации о проблемах семьи, определение и разработка стратегии помощи семье по их разрешению. На консилиуме обсуждаются причины возникновения осложнений у ребёнка, составляются и утверждаются индивидуальные планы сопровождения семей. В эти планы, в зависимости от потребностей конкретного ребёнка, могут быть включены такие направления деятельности, как:
- диагностика психического развития ребёнка;
- организация коррекционно-развивающей работы педагогом-психологом (развитие познавательных процессов, коррекция агрессивного поведения, тревожности, замкнутости, развитие коммуникативных навыков и др.);
- диагностика уровня речевого развития и звукопроизношения учителем-логопедом;
- оказание консультативной помощи всеми специалистами ДОУ семье ребёнка в решении проблем, возникающих в процессе семейного воспитания, гармонизация детско-родительских отношений.
Работа в учреждении с семьями проводится в несколько этапов.
Этапы работы:
- Первый этап - сбор информации о ребенке (изучение мониторинга, информации от воспитателя и отделов соцучреждений);
- Второй этап системы сопровождения - поисковый - выработка рекомендаций для педагогов и родителей;
- Третий этап: деятельностный, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения;
- Четвертый этап - рефлексивный.
Индивидуальная работа с семьей включает в себя:
- Установление контакта с членами семьи.
- Выявление существующих проблем и причин их возникновения
- Определение плана вывода семьи из тяжелой жизненной ситуации, содержания необходимой помощи поддержки детского сада и других социальных служб.
- Реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которых семья не может решить самостоятельно
- Патронаж семьи.
Таким образом, индивидуальный план сопровождения семьи – это план коррекционных, реабилитационных и педагогических мероприятий, набор, количество и последовательность которых будут для каждой семьи индивидуальными, в зависимости от нужд, потребностей и согласия семьи на участие в них.
Родители приглашаются на консультацию, где социальный педагог и педагог-психолог им подробно раскрывает содержание предстоящей работы с данной семьёй. Итогом встречи является подписание родителями индивидуальных планов сопровождения. Родители дают согласие на сотрудничество при реализации плана, берут на себя ответственность за участие в плановых коррекционных мероприятиях, выполнение рекомендаций специалистов.
Как правило, никто из родителей не отказывается от помощи специалистов ДОУ. С Можно сказать, что индивидуальный план сопровождения, являясь своеобразным договором, позволяет повысить родительскую ответственность за необходимые изменения в своей воспитательной позиции, в жизни семьи в целом.
В ДОУ должна быть выстроена некая система кураторства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
Работа ведётся ежедневно. Главным участником этого кураторства выступает воспитатель, который
- отслеживание посещаемости детей; при отсутствия ребенка в дошкольном учреждении выясняет причины данного отсутствия сотрудничая с родителями,
- ежедневно родители или законные представители при передаче ребёнка воспитателю осматриваются и опрашиваются на предмет внешнего вида и состояния ребёнка;
- ежедневно отмечается наличие фактов конфликтных ситуаций, неконструктивных приёмов воздействия на ребёнка со стороны родителей (шлепки, подзатыльники, крик, оскорбления, запугивание и т.д.).
При обнаружении негативных моментов информация доводится до сведения социального педагога, психолога, мед работника. Также ставят в известность руководителя учреждения.
Воспитатели должны уделяет особое внимание таким детям, именно воспитатель привлекает их семьи к организации жизнедеятельности группы (участие в праздниках, днях открытых дверей и т.д.), индивидуально лично приглашает на проводимые мероприятия.
Но как же понять, что работая с такими детьми мы идем в нужном направлении.
Существует несколько критериев, по которым можно отследить эффективности работы:
- сформированность положительного отношения к дошкольному учреждению ребенка и родителей;
- доверие к педагогическому коллективу (обращения за психолого-педагогической помощью, посещение родительских собраний);
- участие родителей во внеклассных воспитательных мероприятиях;
- понимание и принятие родителями положительных и отрицательных сторон ребенка;
- выполнение функций семьи в отношении ребенка (воспитательная, эмоциональная, безопасности, коммуникативная, гедонистическая, социально-статусная, хозяйственно-бытовая, сфера первичного социального контроля, духовного общения);
- отсутствие правонарушений со стороны ребенка (законопослушное поведение);
В конце учебного года в дошкольном учреждении проводится итоговое заседание психолого-медико-педагогического консилиума, на котором анализируются результаты социально-психологического и педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, определяется список детей, нуждающихся в продолжении коррекционно-развивающей работы в следующем учебном году, а также принимается решение о выведении детей с внутреннего учета.
Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку, социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Факторы социального риска
“Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”
А. С. Макаренко
В социологии, психологии, социальной педагогике существуют различные типологии семей, мы приведем в качестве примера наиболее общую.
Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья, состоящая из одной пары родителей с детьми или без детей. Нуклеарная семья может быть полной или неполной, состоящая из одного родителя с детьми. Семья становится неполной либо в результате развода, либо вдовства, либо в результате рождения ребенка у не состоящей в браке матери. В итоге всех этих причин абсолютно преобладают неполные материнские семьи.
Семьи социального риска, они практически находятся в состоянии жизненного затруднения.
Это семьи беженцев, вынужденных переселенцев, семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой, т.е. многодетные или имеющие в своем составе инвалидов; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы. В последнее время к ним прибавляются такие категории, как семьи безработных; семьи военнослужащих; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, связанные с предприятиями и учреждениями, где не выплачивают заработную плату.
Вне зависимости от типа семьи, выделяются общие проблемы семей. Такой основной проблемой всех типов семей является разрешение вопроса о предназначении семьи в современном мире.
Понятие «группы риска» - это категории людей чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести их если не к биологической гибели, то к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика.
Социальные проблемы неполных семей связаны в первую очередь с малообеспеченностью, которая обусловлена наличием всего одного трудового дохода в семье.
Многодетные семьи. Среди многодетных (трое детей и более). У таких семей много трудностей, связанных с малообеспеченностью, теснотой в жилище, загруженностью родителей, особенно матери, состоянием их здоровья. Неблагополучные многодетные семьи входят в группу которые образуются в результате безответственного поведения родителей, чаще матери, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни..
Семьи инвалидов. Для семей, воспитывающих детей-инвалидов характерны все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения в жизнедеятельности и т.д). Уход за больным ребенком, инвалидом с детства, нередко не совместим с внедомовой занятостью, поэтому мать, как правило, вынуждена оставить работу совсем, либо оставить любимую работу в пользу более свободной по графику, близко расположенной, но оплачиваемой ниже.
Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия.
Конфликтная семья. Это семья с конфликтующим типом отношений отличается от семей, в которых идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде семейных скандалов, грубости, взаимных угроз и оскорблений. Разрушаются чувство любви, уважения, долга, ответственности друг за друга Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и в общественных местах.
Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской семье усвоившие нормы жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятым
Педагогически несостоятельные семьи. (Не смешивать с семьями, допускающими отдельные ошибки в воспитании, в целом, восприимчивыми к положительному педагогическому влиянию). В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить и изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против педагога, предъявляющего определенные требования Протест против требований начинает выражаться в неповиновении, грубости, отчуждении от коллектива, а затем и от семьи.
Асоциальная семья. Основная особенность – отрицательная антиобщественная направленность ее членов к социальным ценностям, интересам, идеям, мировоззрениям. Наиболее характерный признак дайной семьи - видимая сплоченность членов семьи, внешне выраженная гармония отношений. Гражданский облик таких семей отрицательный. Дети из подобных семей отличаются от своих сверстников скептицизмом, бравадой, отсутствием уважения к коллективу и к его интересам. Часто это проявляется в поведении - унижении товарищей, оскорбительных прозвищах, недоброжелательности.
Семьи «группы риска» являются, прежде всего, объектом социально-педагогической помощи и в этом процессе ведущая роль отводится образовательным учреждениям. Основными условиями, способствующими укреплению связей неблагополучных семей с образовательным учреждениям , являются:
внимательное и тщательное изучение семейной среды, всех сторон ее жизни с учетом конкретных особенностей, конкретного типа неблагополучия;
построение положительных и доверительных отношений социальных педагогов с родителями неблагополучных семей;
реализация на этой основе делового сотрудничества по организации совместных воздействий на педагогически запушенных учащихся.
Ведущим и исходным принципом в работе с неблагополучными семьями является осуществление индивидуального подхода и разработка индивидуальных методов воздействия на родителей.
Отличительной чертой семей «группы риска» является отрицательное влияние семейных факторов социального риска на нормальное функционирование семьи. Исходя из результатов криминологических, психолого-педагогических и медико-социальных исследований можно выделить следующие факторы социального риска, отрицательно сказывающихся на функционировании семьи:
социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей, отягощенная наследственность, антисанитария, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);
социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).
Как правило, родители с социально-психологическими и психолого-педагогическими проблемами осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, однако, далеко не всегда без помощи специалиста способны справиться с ними, понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного или другого конфликта.
Особую заботу в качестве объектов социальной охраны и защиты должны составлять семьи с недееспособными по различным причинам родителями. Среди них значительное число, имеющее тенденцию к увеличению, семей с несовершеннолетними либо учащимися родителями, юными, не достигшими совершеннолетнего возраста одинокими матерями, родителями-инвалидами, хроническими больными, нетрудоспособными людьми, которые нуждаются как в материальной, так и в социально-психологической помощи и поддержке.
Обострившиеся национальные конфликты и появившаяся вместе с ними проблема беженцев в 90-е годы выдвинули весьма острую проблему социальной помощи и поддержки семей беженцев, социально-психологической поддержки детей этих семей.
Рассмотрим такую проблему как семейная (домашняя) жестокость. Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования, на головы наиболее слабых и беззащитных: в семье - это женщины и дети. Она объясняется также традициями подавления и жестокости, которые долго культивировались в традиционных культурах, низкой компетентностью и регулировании своих психологических состояний, отсутствием навыков заместительной разрядки отрицательных напряжений.
Таким образом, семьи «группы риска» - это семьи, где по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения.
Методика проведения психодиагностического обследования семьи, выявление причин семейного неблагополучия
Одним из важнейших этапов технологии работы с неблагополучной семьей является диагностический. Его цель - выявление причин семейного неблагополучия и возможных путей их коррекции. Причины неблагополучия могут быть связаны с личностными особенностями членов семьи, а также с неконструктивными способами поведения, заученными в родительских семьях и передающихся из поколения в поколение.
Педагогическому работнику, осуществляющему помощь семье необходимо уметь определять, какие эмоционально-психологические потребности членов семьи оказываются неудовлетворенными в сложившихся семейных отношениях.
В структуре личности самыми болезненными и уязвимыми чувствами являются самоуважение, чувство собственного достоинства. Человеку необходимо испытывать положительные чувства и эмоции по отношению к самому себе, но это возможно, только если другие люди подтверждают его собственную самооценку. Человеку необходимо любить и уважать себя, в этом случае он способен с уважением, доброжелательностью, дружелюбием относиться к другим людям. И наоборот, тот, кто не уважает себя, к другим относится презрительно, пренебрежительно, равнодушно. Отношение к другим людям оказывается тесным образом связанными с отношением к самому себе.
Потребность в сохранении и поддержании собственного достоинства как одна из основных потребностей нашего «Я» отражает потребность сформировавшейся личности в получении подтверждающей информации от окружающих, особенно от близких о том, что ее уважают, любят и ценят.
Для выявления особенностей самооценки возможно использование следующих методик:
- Проективные методики – «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Моя семья» и др.
- Метод «Незаконченные предложения» существует в большом количестве вариантов, вариант разработанный Л. Саксом и В. Леви помогает выявить систему личностных отношений, отношений испытуемого к своему прошлому и будущему, систему отношений к семье, затрагивает взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Для выявления эмоционально-психологических особенностей семейной системы могут использоваться:
- Тест «Рисунок семьи» - проективный рисуночный тест - в первую очередь предназначенный для выявления внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем. На основе выполненного изображения, комментариев и ответов клиента на вопросы специалиста, касающихся рисунка, эта методика раскрывает его чувства к тем членам семьи, которых он считает самыми важными, чье влияние, как положительное, так и отрицательное, для него наиболее значимо. Методика удобна в применении, может использоваться в широком возрастном диапазоне: как с детьми, так и со взрослыми, способствует установлению хорошего эмоционального контакта, доступна лицам со сниженным интеллектом.
Для определения уровня развития коммуникативных навыков можно использовать следующие методики:
- «Семейная социограмма» – рисуночная проективная методика - позволяет выявить положение членов семьи в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный. Методику можно использовать для оценки динамики семейных взаимоотношений в процессе работы специалистов с семьей.
- Семейная генограмма – графический метод диагностики коммуникаций в семье и взаимоотношений между ее членами.
- Для определения уровня социально-психологической адаптации могут использоваться:
- тест социального интеллекта Гилфорда – выявляет способность к межличностному познанию и способность понимать элементы и отношения поведения, а также способность предвидеть последствия поведения, учитывая чувства и намерения людей, что выявляет умение жить в обществе, социальную адаптированность.
Для изучения внутрисемейных отношений:
- Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) – выявляет характер родительского отношения к ребенку – как систему разнообразных чувств, поведенческих стереотипов и установок, проявляющихся в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
- Методика «Реакция супругов на конфликт» (А. С. Качарян) – исследует причины затяжных конфликтов в семье, выявляет неконструктивные установки супругов на брак..
- - Шкала семейного окружения – измеряет и описывает: отношения между членами семьи, направления личностного роста, которым в семье придается особое значение, основную организационную структуру семьи (показатели, управляющие семейной системой).
- Шкала семейной адаптации и сплоченности – измеряет особенности функционирования семьи по трем важнейшим параметрам семейного поведения: сплоченность, адаптация и коммуникация.
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Методы работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации:
на I этапе:
патронатное посещение семей с целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей;
знакомство с семьями;
метод совместного планирования работы с семьей;
экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
консультации специалистов;
сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов.
На 2 этапе работы выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности, умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.
Методы работы с семьей на II этапе:
патронатные посещения;
индивидуальные и семейные консультации;
консультации специалистов;
сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов;
подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;
вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства
3 этап в работе с семьей направлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства.
Методы работы с семьей на III этапе:
патронатные посещения;
экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
консультации специалистов;
сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов-координаторов;
подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;
вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.
Конечным итогом работы считается снятие семьи с учета как семьи, находящейся в СОП.
Методы и способы отслеживания результата
Анкетирование членов семьи;
Опрос соседей, специалистов школы, администрации;
Анализ документации
Диагностика детско – родительских отношений;
Беседы.
Совместный план работы с семьей
- Консультация социального педагога, психолога, классного руководителя и других специалистов;
- Материальное обеспечение ребенка;
- Трудоустройство родителей;
- Создание жилищно-бытовых условий для проживания ребенка в семье;
- Посещение КДН и ЗП родителями по представлению.
Консультативная работа
Индивидуальные беседы, консультации детей;
Индивидуальные консультации родителей и членов семьи;
Индивидуальные беседы, консультации педагогов;
Групповые консультации родителей и членов семьи;
Групповые консультации родителей и детей;
Групповые консультации педагогов и детей;
Групповые консультации педагогов и родителей, членов семьи.
Профилактика семейного неблагополучия и сиротства
1. Службы поддержки и формирования ответственного родительства,
2. Отделения дневного пребывания для детей и матерей,
3. Службы экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье
а) социальная скорая помощь, мобильные бригады
б) телефон доверия, интернет-службы
4.Службы сопровождения (кураторы, участковые, социальные службы, социальный патронаж)
5. Службы реабилитации и досуга (социальные гостиные, клубы, игровые автобусы и т.д.)
6. Вторичная профилактика- это сопровождение после выхода из интерната и социальная адаптация.
Актуальность работы
Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, которая происходит в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. В России вновь встречается нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынужденно адаптируется к подобным условиям, и в результате вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.
Взаимосотрудничество с родителями и с другими профилактическими организациями позволяют совместно выбирать для каждой семьи индивидуальный подход, изучать её интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые мешают.
На сегодняшний день социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом