Организация охраны здоровья детей

Текст

«Охрана и укрепление здоровья детей в контексте ФГОС дошкольного образования».

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой. В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.

Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, на взгляд разработчиков, можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей.

Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области.

В каждой из образовательных областей в разных видах деятельности педагог может обратить внимание детей на те или иные правила сохранения здоровья. В ходе непосредственно образовательной деятельности, наблюдения, исследовательской деятельности, при чтении художественной литературы педагог может рассматривать проблемы культуры здоровья человека, правил безопасного поведения. Все это оказывает большое влияние на развитие представлений детей о здоровье.

Задачи, образовательной области «Физическое развитие»:

  •  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;
  • ​ обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

​ формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических Создание условий для организации двигательной активности дошкольников в ДОУ.

Требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС

  1. Среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
  2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность двигательной активности детей.
  3. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Образовательное пространство должно быть оснащено игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием (в соответствии со спецификой основной образовательной программы ДОУ)

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:

1. Здоровье физическое.

2. Здоровье психическое.

3. Здоровье социальное.

4. Здоровье нравственное.

Принципы здоровьесберегающих технологий:  

 -  принцип «Не навреди!»;

- принцип сознательности и активности;

-  непрерывности здоровьесберегающего процесса;

- систематичности и последовательности;

-  принцип доступности и индивидуальности;

-  всестороннего и гармонического развития личности;

-  системного чередования нагрузок и отдыха;

-постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования

Забота о здоровье ребёнка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками учреждения

Планирование и проведение работы осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском

Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:

  • режим дня детей в ДОУ, с обязательным учётом возраста детей. В режиме обязательно отражается время приёма пищи, прогулок, дневного сна
  • расписание НОД (занятий) для каждой группы детей, ведётся суммарный учёт времени НОД в каждой группе. В период летних каникул проводятся экскурсии. Расписание занятий и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов

Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. Дети в группах разделены на подгруппы в соответствии с группой здоровья. Физическая нагрузка на занятиях снижается детям, имеющим отклонения в соматической сфере различной степени выраженности

В детском саду проводятся утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры

Прогулка — обязательный элемент режима дня. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона

Сбор информации, регулирование и контроль состояния охраны здоровья воспитанников осуществляется в соответствии с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования

Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из направлений: профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд

Организовано здоровое питание воспитанников в ДОУ — сбалансированное, разнообразное, достаточное

Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости (в сравнении со средними показателями по городу) в период эпидемий гриппа, а также создание устойчивой здоровьесберегающей системы

Текст

Профилактика заболеваний у детей

Профилактика заболеваний у детей направлена на снижение риска развития инфекционных и неинфекционных болезней, уменьшение их неблагоприятных последствий и укрепление здоровья.

Большинство стратегий профилактики просты, безопасны и эффективны и помогают защищать ребенка от множества заболеваний — от пищевых отравлений или кариеса до инфекций, вызванных бактериями, вирусами, укусами насекомых или животных.

Иммунизация

Плановая иммунизация ребенка в соответствующем возрасте помогает защитить его от туберкулеза, гепатита B, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, пневмококковой инфекции, корикраснухи, эпидемического паротита, гриппа и других инфекций. Национальный календарь профилактических прививок включает обязательный минимум вакцин, направленных на профилактику инфекций. Существует и оптимальный набор профилактических прививок, не входящих в НКПП, которые также желательно сделать ребенку.

Мытье рук

С самого раннего возраста приучайте ребенка правильно мыть руки: с мылом и водой, не менее 20 секунд. В течение дня ребенок прикасается руками к множеству предметов, общается со сверстниками, меняется игрушками, может погладить животное. Бактерии или вирусы, которые остаются на руках при таком взаимодействии, быстро находят т. н. входные ворота инфекции, стоит ребенку потереть грязными руками глаза или нос, облизать пальцы. Поэтому одной из самых важных мер профилактики бактериальных и вирусных инфекций является простейшее бытовое правило — мытье рук с обычным мылом. Антибактериальное мыло лучше не использовать, в исследованиях оно не показало большей эффективности в сравнении с обычным, кроме того, его постоянное применение может увеличить вероятность роста бактерий, устойчивых к антибиотикам.

Профилактика респираторных инфекций

Соблюдайте правила респираторной гигиены в случае выявленного заболевания у одного из членов семьи. Объясните ребенку, что в этом случае особенно важно как можно чаще мыть руки с мылом, а если симптомы проявляются у него самого — чихать и кашлять в бумажную салфетку (затем утилизировать), не использовать носовой платок из ткани, не прикрывать при чихании и кашле рот руками, а чихать и кашлять в локтевой сгиб (если нет бумажной салфетки), для личной гигиены пользоваться только своими вещами.

Профилактика болезней пищевого происхождения

Не забывайте проверять срок годности продуктов на упаковках, не покупайте продукты с нарушением целостности упаковки, а также те, которые по видимым признакам (наличие льда, например) подвергались повторной заморозке, не покупайте непастеризованные молочные продукты в непроверенных местах. Не допускайте длительного воздействия прямых солнечных лучей на такие продукты, как картофель, крупы и растительное масло (под воздействием света в картофеле образуются токсичные соединения, содержание витаминов в крупах снижается, масло становится прогорклым). Размораживайте продукты в холодильнике или под струей холодной воды, а не в миске с водой или на рабочей поверхности стола. Размороженные продукты готовьте сразу после размораживания. Используйте разные разделочные доски для мяса и рыбы и других продуктов, после разделки продуктов доски и ножи тщательно мойте, используя специальные моющие средства.

Соблюдайте правила хранения продуктов в холодильнике (например, хорошо упаковывайте мясо и рыбу и храните их отдельно от других продуктов) и термической обработки пищи. Тщательно мойте овощи и фрукты, не употребляйте в пищу сырые или недоваренные яйца. Скоропортящиеся продукты храните в холодильнике.

Профилактика заболеваний путешественников

За несколько недель до поездки заграницу или в отдаленные регионы России желательно посетить педиатра и убедиться, что ребенок привит по возрасту и имеет все прививки, рекомендованные ВОЗ для путешествующих: от дифтерии, столбняка, коклюша, кори, паротита, краснухи, полиомиелита, гепатита A и B, ветряной оспы, гриппа, менингококковой и пневмококковой инфекций. Полезно уточнить требования к вакцинации для путешественников на сайте  Могут потребоваться и другие прививки, это зависит от страны, в которую вы направляетесь..

Диарея путешественников — самое распространенное заболевание путешествующих в развивающиеся страны (Африки, Азии, Латинской Америки и др.). Тщательный выбор продуктов и напитков, мытье рук, употребление в пищу хорошо вымытых продуктов, а в качестве питья только бутилированной воды, отказ от покупки пищи, приготовленной уличными торговцами, — хорошая стратегия безопасности.

Защитой от насекомых и переносимых ими инфекций является использование репеллентов, ношение одежды, закрывающей руки и ноги, использование защитных москитных сеток. Если врачом рекомендован профилактический прием препаратов от малярии, необходимо принимать их в соответствии с его указаниями.

Профилактика отравлений токсическими веществами и лекарствами

Случайные отравления детей (особенно до 6 лет) токсическими веществами и лекарствами по большей части происходят дома, когда родители находятся в непосредственной близости. Предотвратить их можно только с помощью правильной организации домашнего пространства и защитных мер. Храните бытовую химию и лекарственные препараты в местах, недоступных для ребенка, установите блокирующие устройства на дверцы шкафов. Не используйте для хранения бытовой химии и лекарств пищевые контейнеры и другие емкости, хорошо знакомые ребенку (из которых он обычно ест или пьет и может случайно перепутать). При использовании бытовой химии для уборки хорошо проветривайте помещение. Срочно звоните в скорую помощь, если наблюдаете симптомы отравления у ребенка (потеря сознания, судороги, остановка дыхания).

Профилактика бытового травматизма

Основным правилом профилактики бытового травматизма является создание родителями безопасной домашней среды для ребенка и внимательное наблюдение за его повседневной деятельностью и питанием. Защита от опасностей дома включает установку блокирующих устройств на дверцы шкафов и розетки, установку заграждения на газовую плиту, устранение или маскировку электрошнуров бытовой техники, установку двухъярусных кроватей только в угол комнаты, организацию правильного освещения, чтобы ребенок мог комфортно забираться по лестнице на второй ярус кровати (детям, младше 6 лет, лучше спать на первом), запрещение активных игр и прыгания на втором этаже кровати, укрепление комодов и шкафов (прикручивание к стене).

Важно соблюдать повышенную настороженность по поводу аспирации (вдыхания) инородных тел (особенно у детей до 5 лет) не только во время приема пищи, но и во время игр,

Профилактика ожирения и расстройств пищевого поведения

Избыточный вес и ожирение, развившиеся в детском и подростковом возрасте, связаны с возникновением хронических и системных заболеваний в дальнейшей жизни (диабетомишемической болезнью сердца, артериальной гипертензией, неалкогольной жировой болезнью печени, заболеваниями опорно-двигательного аппарата и другими). Поскольку распространенность детского и подросткового ожирения растет с каждым годом во всем мире, их профилактике уделяется повышенное внимание.

Профилактика кариеса

Здоровье постоянных (коренных) зубов в значительной степени зависит от состояния зубов молочных. Инфекция из больного молочного зуба может распространяться не только на близлежащие здоровые молочные зубы, но и на зачатки коренных. Кариес, появившийся в раннем возрасте ребенка, является серьезным фактором риска развития кариеса постоянных зубов.

Для снижения риска развития кариеса у младенцев рекомендуется (если это возможно) грудное вскармливание до 6 месяцев и далее (по мере введения прикорма) в течение года. Не рекомендуется использовать в качестве ритуала убаюкивания бутылочку со смесью, а отучить ребенка от бутылочки желательно к 1 году жизни. Ограничьте употребление сладких продуктов и напитков во время приема пищи, не предлагайте ребенку сладких газированных напитков и пакетированный сок. Ограничьте потребление свежевыжатых соков до 120–180 мл в день. Поощряйте ребенка пить чистую питьевую воду.

Зубы ребенка следует чистить два раза в день с момента их прорезывания, сначала используя марлевый тампон, увлажненный водой или специальными пенками для чистки зубов малышей, которые продаются в аптеках. Не забывайте очищать таким же образом и десны ребенка. Как только он привыкнет к этой процедуре, можно начинать использовать зубную щетку и фторированную детскую пасту. Для годовалого ребенка длительность процедуры должна составлять не менее 1 минуты, для детей постарше — 2–3 лет — 1,5 минуты дважды в день.

Осведомленность родителей

Осведомленность родителей о симптомах различных заболеваний у детей и навык их раннего распознавания имеют решающее значение для сохранения хорошего здоровья у ребенка и предотвращения распространения таких болезней. Родители должны знать все о привычках и поведении ребенка, уровне активности, нормальной для него температуре и т. п. И, хотя их знания и настороженность не смогут вылечить уже начавшееся заболевание, они гарантируют своевременное обращение за медицинской помощью.

Родителям необходимо обращать внимание на следующие симптомы, требующие обращения к врачу: лихорадка, головная боль, общее недомогание, диареятошнота и рвота, кожная сыпьболь в горлекашель, увеличение лимфатических узлов более 3 см более 3 месяцев подряд, боль в животепрогрессирующая потеря веса, резкое изменение пищевых привычек, значительное ухудшение качества сна, возвращение истерик «как у трехлетки» в возрасте 6 лет и старше, признаки частых травм или самоповреждений.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie