Безопасность детей
Направления работы
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и осознанных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми. Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия и требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольного образования. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний.
Необходимо дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, ведь безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Ребёнок в общении с другими людьми.
1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
3. Ситуации насильственного поведения незнакомых взрослых.
4. Если чужой приходит в дом.
5. Самый большой друг.
Ребёнок и природа.
1. Гроза.
2. Лекарственные растения.
3. Ядовитые растения.
4. Съедобные и несъедобные грибы.
5. Насекомые.
6. Кошка и собака – наши.
. Ребёнок дома.
1. В мире опасных предметов.
2. Электроприборы.
3. Безопасность.
4. Пожар.
5. Огонь – судья беспечности людей.
6. Служба “02”.
7. “Скорая помощь”.
Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
1. У Мишки в гостях.
2. Чтобы нам не болеть.
3. Витаминная семья.
4. День здоровья.
5. Обучение детей правилам поведения на воде.
6. Поездка к морю.
. Ребёнок на улицах города( села).
1. Мы знакомимся с улицей.
2. Знай и выполняй правила уличного движения.
3. Зачем нужны дорожные знаки.
4. Улица города.
5. Знакомство с транспортом своего города.
6. Целевые прогулки: пешеход, переход, перекрёсток, наблюдение за работой сотрудников ГАИ.
Направления работы
С детьми:
Цель: формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Формы, методы и средства работы:
1. Использование современных информационно-коммуникативных технологий;
2. Разработка проектов, таких как: «Дорожная грамота», «Мое здоровье», «Безопасность и природа», «Общение с незнакомыми людьми» и т.д.
3.ООД с интеграцией по образовательным областям (проводится в форме игры и живой беседы с использованием видеофильмов и аудио записей).
4. Беседы индивидуальные, подгрупповые (Например, «Осторожно Дорога», «Встречи на улице», «Внимание – Огонь не игрушка», «Игры во дворе», «Откуда может прийти беда», т. д.).
5. Целевые прогулки, экскурсии, походы.
6. Встречи с интересными людьми.
7. Игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые.
8. Праздники, досуги, развлечения, КВН, викторины, акции, конкурсы.
9. Просмотр презентаций, фильмов; прослушивание аудио записей.
10.Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами.
11.Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи).
12.Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации.
13.Применение видеоматериалов;
14.Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.
С сотрудниками:
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников.
Формы, методы и средства работы:
1.Оформление перспективного плана работы для всех возрастных групп с определением цели и задач для каждого возраста.
2. Подборка и систематизация печатных и дидактических материалов и пособий для дошкольников.
3.Проведение диагностики знаний педагогов по теме.
4.Подборка методической литературы для педагогов, рекомендаций по созданию предметно - развивающей среды по теме.
5.Проведение консультаций, бесед, педсоветов, диспутов, деловых игр, семинаров - практикумов, где педагоги получают рекомендации и материал для работы с родителями, детьми.
6.Обсуждение планирования работы по формированию у детей безопасного поведения, изучение передового опыта организации работы с детьми по привитию им навыков безопасной жизнедеятельности.
7. Использование разнообразных форм пропаганды безопасности с воспитанниками, родительской общественностью, средствами массовой информации.
8. Выступления с демонстрацией образовательной деятельности на районных методических объединениях, семинарах, участие в конкурсах.
9. Изучение нормативно - правовых документов.
10. Анализ и прогнозирование результатов работ.
С родителями:
Цель: объяснение актуальности, важности проблемы безопасности детей, повышение образовательного уровня родителей по данной проблеме.
Формы, методы и средства работы:
1.Разработка плана сотрудничества с семьей по данной проблеме.
2.Анкетирование, опросы:« Мой взгляд на безопасность », « Причины дорожно - транспортных происшествий » и др.
3.Организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
4.Ознакомление родителей с работой детского сада по формированию безопасного поведения в быту, социуме, природе (открытые просмотры образовательной деятельности, акции, тематические видеофильмы);
5.Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д.)
6.Проведение собраний, консультаций, семинаров, открытых просмотров, вечеров развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых. 7.Вовлечение родителей в различные акции, конкурсы, соревнования.
8.Участие в проектной деятельности. (Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели).
Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
№№ этапа |
Виды деятельности педагога |
1 |
Диагностика, уточнение представлений детей о правилах поведения в быту, социуме, природе. Выяснить: есть ли у них личный опыт, на который в дальнейшем может опереться педагог |
2 |
Расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний |
3 |
Закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе |
4 |
Формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки |
5 |
Развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, при обучении правилам безопасности в быту, социуме, природе. (Эти качества во многом помогают ребенку правильно ориентироваться в создавшейся ситуации) |
Вывод: проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом, семьей и поддерживать тесную связь с инспекторами ГИБДД и МЧС. Воспитание безопасности - проблема всего общества. Человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.
Основные задачи
Работа с воспитанниками:
- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе;
- формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
- развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- формирование у детей сознательного и ответственного отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-расширение и систематизация знаний детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
-закрепление у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
- развитие основ экологической культуры ребенка и становление у него бережного отношения к природе;
- способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка – дошкольника
- расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит от них самих, от соблюдения определенных правил
( дорожного движения, от гигиенических правил и др.), от умения предвидеть и избежать возможную опасность.
Работа с педагогическим коллективом:
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства.
-- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания.
- Формирование у сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения
= Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения
- создание системы мониторинга по формированию основ безопасности жизнедеятельности для всех участников педагогического процесса
( воспитатели, родители, воспитанники);
- создание предметно - развивающей среды по теме во всех возрастных группах
Работа с родителями:
– выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей;
- обозначение круга правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье;
- знакомство родителей с работой ДОУ по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности;
- повышение уровня знаний родителей по основам безопасности жизнедеятельности;
- воспитание у родителей ответственности за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
- создание особой формы общения между родителями и воспитателями:
« Доверительно деловой контакт»
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Руководители ДОУ должны обеспечить безопасность с учетом современных требований, а для этого необходимо определить цели, задачи и стратегию работы. Руководителю и всему коллективу необходимо строить свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
- охрана жизни и здоровья детей;
- противопожарная и техногенная безопасность;
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
В эту работу должны быть включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.
Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением этих инструкций. Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде родительского всеобуча и проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ (Пособие по безопасности для вас и вашей семьи).
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей:
- Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;
- Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;
-Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»;
- Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;
- Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;
- «Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках », утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955г. № 42;
- Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;
- Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений »;
- Приказ Минобразования РФ от 26.04.02 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»;
- Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организационных формах обучения»
- Устав МБДОУ и родительский договор.
Внутренние локальные акты: приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей:
- Приказ «О создании комиссии по охране жизни и здоровья детей»;
- Приказ «Об организации экскурсий»;
- Инструкция для воспитателей по охране жизни и здоровья детей, по организации экскурсий, прогулок за пределы детского сада;
- Инструкция по охране жизни и здоровья детей в летний, зимний, осенний и весенний периоды;
Законодательная база по пожарной и безопасности при чрезвычайных ситуациях:
- Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных учреждений и других учебно-воспитательных учреждений Министерства просвещения СССР от 03.01.1969;
- Приказ Министерства просвещения РСФСР от 06.09.75 № 270 «Об усилении ответственности руководителей учреждений и органов народного образования за выполнение противопожарных мероприятий»;
Локальные акты по пожарной безопасности:
- Схема оповещения в случае чрезвычайной ситуации;
- План эвакуации в случае возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;
- Инструкция по пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении;
- Обязанности административного дежурного и сторожей в случае возникновения пожара;
- Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности».
Законодательная база по предупреждению дорожно - транспортного травматизма:
- Решение Всероссийского совещания представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, Общероссийских общественных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26 октября 2000 г. ;
- Приказ Минпросвещения СССР от 09.11.1971 № 85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»;
- Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации и оказании экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17 ноября 1995 г.;
- Методические рекомендации по профилактике дорожного травматизма у детей, посещающих дошкольные учреждения, разработанные Минздравом СССР, НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко и Центральным НИИ травматологии и ортопедии им. Приорова. М., 1986.
Локальные акты:
- Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожного травматизма.
Материал для работы с детьми:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребенок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ. М., 1998 (рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ).
Законодательная база по обеспечению безопасности и усилению бдительности при угрозе террористических актов:
- Федеральный закон № 3808 «О борьбе с терроризмом» (принят Госдумой 03.07.98);
- Уголовный кодекс РФ, раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», гл.24, ст. 205 «Терроризм» (принят Госдумой 24.05.96);
- Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
- Памятка «МЧС предупреждает: ваша безопасность при угрозе взрыва. Меры защиты по предупреждению и при угрозе террористических актов», 2001.
Локальные акты учреждения:
- Инструкция по ГО;
- Положение о комиссии по ЧС;
- Схема оповещения сотрудников в случае чрезвычайной ситуации;
- План действия в случае возникновения пожара или чрезвычайной ситуации;
- Приказ «О назначении дежурных администраторов и графике дежурства административных лиц»;
- Выписка из протокола внеочередного производственного совещания «Об усилении ответственности сотрудников по предотвращению террористических актов»;
- Приказ «Об усилении бдительности за сохранность жизни и безопасность детей».
ПЕРЕЧЕНЬ методического материала по противопожарной безопасности
1.Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89 (утв.Госкомобразованием СССР 10 мая 1989г.).
2.Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
3.Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности».
4.Приказ «По обесточиванию здания и подсобных помещений».
5.Приказ «О порядке осмотра и закрытии помещений школы».
6.Приказ «О назначении пожарного расчета».
7.Инструкция о мерах пожарной безопасности.
Материалы для работы с детьми
С раннего детства ребенок должен знать, что люди бывают разные, и общаться надо только с теми, кого знаешь. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.
Для этого нужно ребенку навсегда усвоить «Правила четырех «не»:
1. Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом;
2. Не заходи с ними в лифт или подъезд;
3. Не садись в машину к незнакомцам;
4. Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
Очень важно объяснить ребенку, что незнакомец – это любой человек, которого не знает сам ребенок.
Незнакомец может назвать ребенка по имени, сказать, что пришел по просьбе его мамы, может позвать посмотреть мультфильмы или предложить конфету. Но если человек ребенку незнаком, то он должен на все предложения отвечать отказом и в случае опасности кричать: «Я его не знаю!»
Родителям необходимо внушить ребенку, что никогда и ни при каких обстоятельствах они не пришлют за ним в школу, домой или во двор незнакомого человека. Если такой человек подойдет, кем бы он ни назвался, надо немедленно бежать в людное место, звонить родителям или обратиться к полицейскому.
НА УЛИЦЕ:
- Выходя из дома, всегда предупреждай, куда ты идешь, где будешь и во сколько ты вернешься. Если возвращаешься домой поздно вечером, проси, чтобы тебя встретили.
- В общественном транспорте садись ближе к водителю, чтобы он мог тебя видеть. Не вступай в разговоры с незнакомыми пассажирами, не рассказывай куда едешь и где живешь.
- Если необходимо пройти в темное время суток, постарайся идти вместе с людьми. Переходи улицу по подземному переходу в группе людей.
- Не ходи в отдаленные и безлюдные места, не играй на стройках и в заброшенных домах.
- Если показалось, что кто-то тебя преследует, необходимо незамедлительно проследовать в людное место, обратиться к взрослому.
- Увидев впереди шумную компанию или пьяного, перейди на другую сторону улицы или измени маршрут, при этом не следует вступать в конфликты.
- Добирайся до дома только известным транспортом (троллейбусом, автобусом, маршруткой), никогда не останавливай чужую машину и не садись сам, если предлагают подвезти.
- Ни в коем случае не садись в машину, чтобы показать дорогу, магазин, аптеку, не выполняй никакие просьбы водителя.
- Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.
- Если незнакомец просит пойти с ним и позвонить в квартиру, потому что ему не открывают, а тебе откроют – не ходи!
- Не иди с незнакомым человеком, если он предлагает угостить тебя конфетами, посмотреть животных, поиграть в компьютер, не бери у него напитки и прочую еду.
В ПОДЪЕЗДЕ:
- Подходя к дому, обрати внимание, не идет ли кто-либо следом. Если кто-то идет – не подходи к подъезду. Погуляй на улице, пока этот человек не уйдет. Если чувствуешь опасность, зайди в магазин, на почту, в библиотеку и расскажи о подозрительном человеке.
- Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых жильцов дома.
- Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который может зайти за тобой в кабину.
- Если незнакомец все-таки зашел в лифт, стой к нему лицом, чтобы видеть, что он делает. В случае опасности попробуй нажать кнопку вызова диспетчера, кричи, зови на помощь.
ДОМА:
- Никогда не впускай в квартиру незнакомого человека. Если звонят или стучат в дверь, не подходи и не спрашивай, кто пришел. У родителей есть ключи, и они откроют дверь сами.
- Ни в коем случае не открывай дверь лицам, представившимся почтальоном, врачом, полицейским, сантехником, электриком, знакомым родителей, даже если они станут уговаривать.
- Покидая квартиру, посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть люди, подожди, пока они уйдут.
- Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ГОРОДЕ: дорога, наземный транспорт, метро:
- Улицу надо переходить только на зеленый сигнал светофора или по «зебре» - белым полоскам на асфальте
- Не вступайте на проезжую часть, пока не убедитесь в полной безопасности: если для вас загорелся зеленый свет, подождите, пока все машины остановятся, а на «зебре» будьте еще внимательнее
- Самым безопасным для перехода улицы является подземный переход
- Несмотря на то, что есть правило – переходить автобус и троллейбус сзади, а трамвай – спереди, лучше дождитесь, когда они отъедут, и после этого переходите улицу по пешеходному переходу
- Старайтесь не выходить на дорогу из-за припаркованных автомобилей – они закрывают обзор
- Никогда не пытайтесь «перегнать» автомобиль, дождитесь, пока машины проедут или остановятся на светофоре или перед «зеброй»
- Переходить дорогу нужно тогда, когда свободы обе полосы. А если вы все же оказались на разделительной полосе – не дергайтесь вперед или назад, дождитесь, пока машины проедут
- Научитесь понимать сигналы автомобиля – гудок, сирену, «поворотники». Они подскажут, как складывается дорожная ситуация и какие маневры собираются делать автомобили
- Ждите общественный транспорт только на специальных остановках, не ближе 1 м от проезжей части
- Садитесь в транспорт, только дождавшись его полной остановки
- Старайтесь не стоять у дверей и тем более не облокачиваться на них
- Готовьтесь к выходу заранее и выходите только после полной остановки
- Стоять на эскалаторе нужно справа, проходить (но не бежать!) слева, при этом рука должна лежать на поручне
- Нельзя подсовывать пальцы под поручень эскалатора, проверять ботинком ширину щели между ступеньками и стенкой, садиться на ступеньки
- В ожидании поезда стойте подальше от края платформы, а не стремиться пролезть в первые ряды. Толпа, наседая, может случайно столкнуть на рельсы или в проем между вагонами
- Нельзя заходить за ограничительную линию – выступающее зеркало заднего вида первого вагона вполне может задеть человека
- Если у вас что-то упало на рельсы, не надо пытаться достать вещь самому – обратитесь к дежурному, и он специальными клещами с длинной ручкой достанет то, что вы уронили.
Если с вами случилась большая неприятность, и вы оказались на рельсах метро:
- не пытайтесь самостоятельно или с помощью взрослых выбраться на платформу. Даже не все взрослые знают, что как раз вдоль платформы проходит контактный рельс, находящийся под смертельным напряжением в 850 Вольт
- если поезда еще нет, идите по глубокой ложбинке между рельсами к началу платформы, где есть чёрно-белая рейка, которая обозначает остановку первого вагона. Машинист вас увидит и не продолжит движение
- если поезд уже въезжает на платформу, ложитесь в лоток между рельсами лицом вниз, головой к поезду, максимально пригнув её. Лоток достаточно глубокий и поезд не заденет не только ребёнка, но и взрослого. Лежать под поездом конечно очень страшно, зато безопасно. Как только поезд уедет, идите к началу платформы за черно-белую рейку, где с помощью дежурного можно не рискуя жизнью выйти на перрон.
ВЕЛОСИПЕДЫ И РОЛИКИ
- По закону ездить на велосипеде по дорогам города и улицам разрешается детям с 14 лет и только без пассажиров
- Тем, кому не исполнилось 14 лет, можно ездить на велосипеде по специальным велосипедным дорожкам и закрытым для транспортных средств площадкам
- Запрещается кататься на велосипеде по тротуарам, дорожкам парков и бульваров
- Переходить дорогу нужно только пешком, держа велосипед за руль
- Ни в коем случае нельзя цепляться за любое проезжающее мимо транспортное средство
- Очень важно научиться ездить на велосипеде медленно – удержать равновесие на велосипеде тем труднее, чем медленнее ты едешь, что особенно важно для города
- Велосипед должен иметь исправные тормоза, накаченные шины, светоотражатели и звонок
- Одно из главных требований при катании на роликах – умение тормозить
- Нельзя кататься на роликах на проезжей части
- Обязательно нужно пользоваться наладонниками, наколенниками, налокотниками и надевать шлем
- Старайтесь не выезжать во дворы, пока не научитесь кататься на закрытых площадках, стадионах, в парках
- Также необходимо научиться «правильно» падать. Если чувствуете, что теряете равновесие, наклонитесь немного вперед и вытяните руки, чуть согнув их в локтях. Постарайтесь избежать падения на спину, а если это не удается, пригните подбородок к груди, чтобы не удариться затылком.
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ В ТОЛПЕ
- Главное правило – избегать толпы
- Если вы всё же оказались в толпе, держитесь подальше от середины, а также металлических ограждений, стен, витрин, мусорных контейнеров – всего твердого, к чему могут прижать
- Не надо пробовать пробиться сквозь толпу или сопротивляться ей. Нужно, не останавливаясь, двигаться вместе с ней
- Если началась давка, немедленно выбросьте все предметы из рук, освободитесь от шарфа и сумки на длинном ремне. Руки должны быть не прижаты к телу, а согнуты в локтях и направлены сжатыми кулаками вверх – тогда вы сможете защитить грудную клетку. Можно также сцепить ладони в замок перед грудью
- Главная задача в толпе – не упасть. Если вы все же упали, постарайтесь как можно быстрее встать на ноги. Не вставайте на четвереньки – так вы делаете уязвимыми ваши руки
- Если вы упали и встать не удаётся, свернитесь клубком, прикройте предплечьями голову, а ладонями затылок
- Не паникуйте, не поддавайтесь провокационным крикам, что нужно куда-то бежать
- Выйдя из толпы, не надо метаться в поисках потерявшихся спутников. Лучше стойте и ждите в спокойном месте, а если увидите сотрудников полиции – подойдите к ним и скажите, что вы потерялись
- Обязательно помните наизусть свой адрес и телефон
- Если поблизости нет сотрудников полиции, не надо обращаться к незнакомым людям, звонить в квартиры жилого дома – лучше поискать телефонный автомат. В звонке в полицию вам не откажут и в магазине либо госучреждении.
КАК НЕ ОКАЗАТЬСЯ ВОВЛЕЧЕННЫМ В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Никогда не соглашайтесь «постоять на углу и свистнуть, подать другой знак, когда кто-нибудь пойдет». Чем в это время будут заниматься другие, вы можете не узнать, но, когда их поймают, обязательно упомянут, что вы тоже участвовали в преступлении
Никогда не отзывайтесь на просьбу помочь чьему-то приятелю, потерявшему ключи от квартиры - пролезть в форточку и открыть дверь изнутри
Никогда не берите на хранение домой какие-либо вещи – они могут быть крадеными
Будьте осторожны с выбором друзей. Оказаться в плохой кампании – значит подвергать себя постоянному риску
СЕМЕЙНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
1. Придумайте вместе с детьми семейный пароль, который каждый сможет использовать в качестве сигнала в случае опасной ситуации.
2. Если ваш ребенок добирается до дома без сопровождения взрослых, придумайте вместе с ним постоянный и наиболее безопасный маршрут. Договоритесь с ребенком о том, что он постоянно будет ходить именно этой дорогой.
3. Научите ребенка беречь ключи и расскажите ему, что делать, если он их потеряет. Выходя из дома, ребенок должен проверять, взял ли он ключ с собой.
4. Оговорите границы окрестностей, в которых ребенок может гулять.
5. Сформируйте у ребенка привычку рассказывать о том, как он провел время, когда оставался без вашего присмотра.
6. Ребенок обязательно должен знать свое имя, имена родителей, домашний адрес и телефон. Это поможет ему добраться до дома, если он потерялся.
7. Дети должны знать, как и в каких случаях можно позвонить в полицию, противопожарную службу и скорую помощь.
Обеспечение безопасности детей
Обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в ДОУ
- Календарный план подготовки и проведения противопожарной тренировки по действиям в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций.
- Акт проведения практической обработки плана эвакуации.
- Приказ о противопожарных тренировках.
- Приказ о создании добровольной пожарной дружины
- Приказ об усилении мер пожарной безопасности во время проведения массовых мероприятий
- Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность
Паспорт дорожной безопасности образовательного учреждения
Безопасные условия пребывания в образовательном учреждении – это, в первую очередь, условия, соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам и правилам, возрастным особенностям дошкольников.
На сегодняшний день в ДОУ:
- Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками.
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения.
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет.
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.
- Территория детского сада по всему периметру ограждена забором с запирающимися воротами; входные двери закрываются на засов.
- В ночное время помещения детского сада охраняются сторожами.
- С детьми регулярно проводятся беседы по правилам поведения в детском саду и на прогулках, о поведении во время чрезвычайных ситуаций.
- С сотрудниками детского сада проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей.
- Каждый сотрудник несет персональную ответственность за безопасность воспитанников во время нахождения в детском саду.
- С сотрудниками и воспитанниками ДОУ проводят учебные тренировки эвакуации детей из здания в случае возникновения пожара или ЧС.
Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:
- тревожная кнопка
- система пожарной сигнализации
- план эвакуации детей
- видеонаблюдение
В ДОУ имеются и поддерживаются в состоянии постоянной готовности первичные средства пожаротушения – огнетушители. Соблюдаются требования пожарной безопасности к содержанию территории, помещений ДОУ, эвакуационных выходов.
В целях обеспечения антитеррористической безопасности в детском саду установлен ряд правил.
Главной целью по охране труда в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья воспитанников и сотрудников ДОУ.
Мероприятия по профилактике детского травматизма
1. В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:
- воспитатели и администрация нашего детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: (они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены.Игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.
2. В весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; проведению декоративной обрезки кустарников.
3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок от снега и льда, посыпанию песком.
4. Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, проводится проверка выносного материала.
5. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем организуют праздники, развлечения. Все эти мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.
6. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей.
7. Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей.
Всегда надо помнить, что в работе с детьми первостепенное значение имеют личность педагога, его пример для окружающих, а также характер общения с другими воспитателями.
В ДОУ запрещается:
- оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т. д.).
- Строго следить за тем, чтобы дети не приносили домой и в детский сад подобранные на улице или полученные от других детей различные опасные предметы. Особого внимания требуют электрифицированные игрушки и игры.
Требования к организации и проведению занятий с детьми
На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.
Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними.
В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения – уступить, пропустить, предупредить и т. д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте – с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).
В помещении, на участке детского сада, во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами.
Работа детского сада с семьей
Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.
Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущих за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.
Не следует диктовать родителям, как им поступать, и декларировать известные истины. Необходимо доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убедить в том, что многое можно предотвратить. Работа с родителями должна строиться с учетом возраста детей и ориентироваться на конкретную аудиторию, а не вообще на родителей. Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями, необходимо учитывать специфику той или иной семьи, каждого ребенка, но при этом могут возникнуть такие вопросы, обсуждение которых следует проводить не при широкой аудитории, на общем собрании, а в индивидуальной беседе.
Оформление уголка по профилактике травматизма
В группе оформлен уголок по предупреждению травматизма у детей. Это папка-передвижка с рекомендациями для родителей. Материалы периодически меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.
Оформление стендов должно быть ярким, красочным, хорошо иллюстрированным, привлекающим внимание.
Контроль и руководство работой по профилактике травматизма у детей
Целенаправленный контроль заведующий сочетает с ежедневным обходом дошкольного учреждения – с него должен начинаться рабочий день. Цель ежедневного обхода – проверить соответствие гигиенических и педагогических условий детского сада требованиям безопасности пребывания детей и взрослых, а также подготовку персонала к рабочему дню
Ответственность за техническое состояние здания дошкольного учреждения несет заведующий хозяйством. Осмотры технического состояния здания должны проводиться систематически, а результаты – оформляться актом с перечислением выявленных недостатков, указанием сроков их устранения и записью ответственных лиц. Исполнение решений должно находиться под постоянным контролем заведующего дошкольным учреждением.